С наступлением зимы водители каждое утро поглядывают на термометр за окном. Холода вносят свои коррективы в работу автомобиля. Увеличивается нагрузка на двигатель и систему обогрева салона, быстрее заканчивается ресурс аккумуляторной батареи. В этой статье поговорим, как правильно прогреть машину, чтобы использовать ее в морозы с максимальной эффективностью.
5 причин, говорящих за прогрев автомобиля
1. Повышенная вязкость моторного масла
Распространено мнение, что современные двигатели не нуждаются в «предварительной подготовке». И некоторые автомобилисты начинают движение сразу после того, как их «ласточка» завелась. И напрасно. В эксплуатационной карте любого мотора указано, что для приведения технических смесей к заданным показателям вязкости и достижения рабочих зазоров между деталями необходимо прогревание.
Даже качественное синтетическое масло, рассчитанное на отрицательные температуры, становится более густым. В еще большей мере это касается полусинтетических и гидрокрекинговых аналогов. Прокачиваемость субстанции снижается, отчего силовому агрегату приходится работать в условиях дефицита смазки. Особенно от этого страдают:
-
цилиндры,
-
поршни,
-
турбины,
-
подшипники распределительного и коленчатого валов.
Недостаточная толщина масляной пленки приводит к трению металлических элементов друг о друга, провоцируя их повышенный износ. Но если ДВС поработает на холостом ходу, без рывков и ускорений, то жидкость прогреется, станет текучей, равномерно распределится между зазорами.
2. Безопасность
Когда ночью идет снегопад, и гуляет метель, то сутра автомобиль напоминает сугроб. Стекла замерзают, покрываются корочкой льда. В спешке многие драйверы очищают от обледенения незначительную часть лобового окна и выезжают на дорогу. В таком случае обзорность ограничена, что может стать причиной дорожно-транспортного происшествия.
Когда машина прогреется, наморозь легко убирается скребком. Передние, боковые и задние стекла станут чистыми за пару минут.
3. Комфорт в салоне
Ездить в холодной машине – удовольствие сомнительное. Настывшие сидения отрицательно сказываются на здоровье взрослых и, тем более, детей. Лучше потратить некоторое время на подогрев, чем сидеть на больничном и глотать таблетки.
4. Увеличивается расход топлива
Если двигателю не хватает смазки, то между подвижными элементами возникают повышенные силы трения, что приводит к увеличению расхода горючего. Кроме того, при низких температурах затрудняется образование топливно-воздушной смеси. Особенно эта проблема касается «дизелей».
Например, авто с мотором мощностью 100 лошадок на холостом ходу «съедает» 0,8-0,9 литров бензина в час. При запуске остывшего двигателя «прожорливость» увеличивается в 3 раза: до 2,7-3,0 литров в час.
Для вывода ДВС в рабочий режим необходимо его прогреть. Кроме того, это позволит расширить металлические детали (кольца, цилиндры), которые сужаются в размерах при заморозках и плотнее соприкасаются.
5. Уменьшается срок жизни аккумулятора
После простоя плотность электролита в аккумуляторе снижается, и запуск стартера становится непростой задачей. После включения обессиленная АКБ активно отдает энергию электроприемникам. Такой режим «на полную» может привести к снижению характеристик токопроводящего вещества и сократить срок службы батареи. Поэтому лучше не использовать режим принудительного обогрева, а возвращать тепло постепенно.
Прогреваем мотор правильно
Два неверных варианта
Существует две крайности:
-
«сел и поехал»;
-
«чем дольше греешь, тем лучше».
Первый случай относится к автомобилистам, использующим зимние синтетические масла. Они уверены, что жидкость одинаково хорошо работает и при +30, и при –25 0С. В действительности это не так. Почему – рассматривалось выше.
Вторая тенденция распространена среди бывалых шоферов, которые привыкли к карбюраторным моторам с их прихотями. Готовность машины к пути обычно проверяют по термодатчикам. Для силовых агрегатов легковушек рабочий режим наступает при 80-90 0С. Прогреть автомобиль до такой отметки возможно, но на это уйдет 30-40 минут и изрядное количество горючего. Однозначно нецелесообразно.
К тому же, при работе «в холостую» топливно-воздушная смесь поступает в мотор переобогащенной и не сгорает полностью. Из-за этого в цилиндрах откладывается нагар, замасливаются свечи зажигания (а в дизельных моторах – форсунки), бензин смывает со стенок камеры смазочные материалы.
Как лучше
В зимний сезон мастера СТО и инженеры сервисов рекомендуют соблюдать правило «золотой середины»: прогреть двигатель в течение 3-5 минут, поначалу ехать плавно, чтобы стрелка тахометра не переваливала за 2000 об/мин. Согласно данным автомобильного портала Kolesa.ru, такую же философию исповедуют техники сервисов официальных дилеров Volkswagen и Mazda.
Интересный подход предлагает сайт Drive2.ru со ссылкой на новостной портал Business Insider. В заметке приводится мнение Стивена Кьятти, бывшего драгрейсера и доктора инженерных наук Университета Висконсина-Мэдисона. Эксперт утверждает, что длительная работа машины на холостых оборотах не только приводит к перерасходу топлива, но и вредит двигателю. В зависимости от погоды, можно дать такие рекомендации по времени прогрева:
-
от +5 до 0 0С: хватает 1-2 минут;
-
от 0 до –10 0С: около 2-3 минут + 5 минут на прогрев салона;
-
от –10 до –20 0С: порядка 3-5 минут + 8 минут на прогрев салона;
-
ниже –20 0С: 5-6 минут + 10 минут на прогрев салона.
Если вы опаздываете и не желаете тратить драгоценные минуты на подготовку транспортного средства – поможет сигнализация с автозапуском. Не покидая дома, запустите двигатель с брелока, и пока вы одеваетесь и выходите на улицу, машина будет готова начать движение.
Чего делать не стоит
При прогреве машины нельзя «газовать». Пытаясь ускорить выход в рабочий режим таким путем, автомобилисты ужасно вредят ДВС. Зазоры рассчитаны на определенную вязкость масла, а когда она недостаточная, происходит износ деталей. На зеркале цилиндра образуются выщерблены и заусенцы, выходят из строя поршневые кольца. Поэтому до педали акселератора не дотрагивайтесь!
Также не следует резко трогаться с места. Ведь смазывающие жидкости в коробке переключения скоростей еще холодные. Как говорится, тише едешь – дальше будешь.
И напоследок. В компании «Трезвый водитель» работают настоящие профессионалы. Перед дорогой они прогреют ваше авто так, как ему нравится.